Интервью с Томасом Фишером (2003)
Наверное, нет нужды рассказывать вам, кто такие CELTIC FROST. Каждый уважающий себя фэн экстремального музыкального искусства должен... нет, просто обязан знать этих "морозных" героев. Правда, если кому-то хочется освежить в памяти главные вехи творческого пути коллектива, советую раскопать свои старые номера Легиона (№5 за 1996 год) и М-журнала (№1 за 2000 год) - там найдётся вполне достаточное количество информации по теме. Интервью с душой группы - Томасом Габриэлем Фишером - получилось несколько нон-конформистским, поэтому упёртых металистов просим для начала проглотить пару таблеток валидола, прежде чем приступать к чтению неслабо растянувшегося разговора. Итак, открываем баночку ароматного пивка, поудобнее устраиваемся в кресле, берём в руки журнал и читаем. Дальнейшие "подводки" к нижеследующей беседе просто неуместны...
Не в курсе, многие ли у нас в стране знают, что у тебя уже пару лет назад вышла очень успешная книга о КЕЛТИК ФРОСТ - просто абсолютно честно написанная автобиография, твоя и группы (поскольку здесь уместно тождество "Томас Габриэль Фишер = CELTIC FROST"). Ты сейчас, после возвращения "келтиков" на тропу войны, чувствуешь, что вопросы журналистов стали более корректными и менее ориентированными на слухи, благодаря широкому распространению твоей книги? Домыслов по поводу тебя и коллектива явно ж стало меньше...
Знаешь, мне и раньше нравились интервью с большой долей вымысла. Конечно, это зависит от качества этих выдумок, и от самого интервью. Когда оно происходит как дискуссия, интересный разговор, активный обмен мыслями между журналистом и мною, когда я могу развеять действительно упрямые слухи или помочь узнать что-то важное для человека, то мне никогда не становится скучно, даже по прошествии стольких-то лет на музыкальной сцене и тысяч интервью... Фактически, я очень люблю такие интервью, благодаря которым я завёл много друзей среди журналистов, которые делали эти инти. Рассказывая тебе всё это, я, конечно, не могу умолчать о некотором "подвиде" журналистов, которые подходят к своей работе с абсолютно минималистичных позиций, которые даже не имеют понятия о том, КАК должно быть подготовлено интервью. Вообще, такие люди даже не имеют понятия, что в этом интервью может быть что-то более интеллигентное, чем простые хэви-метал лозунги и "базары" исключительно на патриотически-метальные темы. Иногда приходится отвечать на настолько тупые и скучные вопросы, что совсем несложно спутать их с обыкновенным интеллектуальным оскорблением. Будучи полностью честным, нельзя не признать тот факт, что людей, которые "работают" именно такими методами, можно встретить в любом месте, не только среди журналистов. И среди музыкантов тоже...
Отвечая, наконец-то, на твой вопрос: да, качество вопросов изменилось после выхода моей книги. Но, как ты понимаешь, я не могу всё время рассчитывать на то, что каждый журналист прочитает книгу, прежде чем интервьюировать меня. Это было бы слишком требовательно с моей стороны, не так ли? Конечно же, я прекрасно понимаю, что у журналистов и так работы - по уши...
Когда я читал твои бесчисленные интервью, то успел заметить одну немаловажную вещь: во время разговора ты - очень рассудительный, скромный и уж точно не вспыльчивый собеседник. Когда другие "старички" начинают хорохориться, орать в трубку или писать кучи знаков восклицания, постоянные "вау!", ты просто подробно отвечаешь на вопрос. Можешь принять это за комплимент, но это только трезвое наблюдение. Почему для тебя важно быть именно таким, перманентно спокойным интеллектуалом? Где кроются причины такого поведения? Знаешь, даже наша общая знакомая Анастасия подметила этот "аристократический" поведенческий тип...
Ну, скромный я только время от времени, хехе... В конце концов, я же тоже человек. Или, подожди, я тоже иногда удивляюсь всем этим человеческим аспектам. Если я действительно выгляжу таким уж "другим", то, наверное, это оттого, что я пытаюсь не быть близоруким в своей жизненной позиции. В моей жизни нет какого-то одного, доминирующего, направления, типа метал-музыки или религии, или чего-то ещё. Жизнь очень разнообразна, и я вместе с ней. Моя философия - это одновременно революция и уважение достижений прошлого. Возможно, это разные понятия, но они прекрасно и гармонично уживаются во мне... Хм, весьма интересно услышать твою оценку... "аристократический"... Раньше меня никто не "анализировал" с подобной точки зрения. Если это на самом деле так, то, скорее всего, для этого есть две основные причины. Первая. Я - часть неизмеримо необыкновенной группы, группы, чьи интересы и цели находятся далеко за пределами какого-то одного строго определённого музыкального стиля, даже за пределами собственно музыки. Вторая причина: я всегда рос в такой обстановке, которая заставляла меня никогда не забывать о моём месте в этом мире, об истории и наследии, о том, как это всё увязывается с моим внутренним миром, как все мои действия и слова отражают характер, и как они влияют на меня самого по принципу обратной связи... Я был полностью увлечён этими принципами и убеждениями, поэтому начал развивать их в себе, параллельно изучая их в других людях...
К персоналиям мы ещё вернёмся чуть-чуть позже. А пока... Насколько мне известно, ещё даже до формирования HELLHAMMER у тебя был собственный фэнзин. О чём ты в нём писал? Какие группы присутствовали на страницах? Какие приёмы в интервьюировании ты применял тогда, много-много лет назад? Когда-нибудь приходилось работать в более серьёзном издании, и писать на за "просто так", а за гонорар?
Точно, я вёл очень андеграундный фэнзинчик в самом начале '80-х, в компании с людьми, которым в будущем суждено было стать частью ХЕЛЛХАММЕР'а и CELTIC FROST - Мартином Эриком Айном и Стивом "Ворриором". Не помню, к сожалению, точно, но последний номер вышел где-то в '82 или '83 году. Наша писанина называлась "Death Metal" 'zine, и освещала дела только среди андеграундных команд того времени. Тогда мы постоянно обменивались записями и печатными изданиями с фэнами всего мира, и потому имели доступ практически ко всему метал-материалу, который был практически неизвестен не только в Швейцарии, но и в Европе. Нашей целью было заставить читателей заинтересоваться новой музыкой, открывать для себя новые, "свежие" группы, а не читать и слушать только то, что у всех на виду/слуху (мы тоже пытаемся... в подавляющем большинстве случаев - безрезультатно - авт.). В то время фэнзины были той основой интересующей фэнов информации, функции которой сейчас очень успешно выполняет Интернет. Писали мы лишь про ту музыку, которая "цепляла" только нас самих. Как ты знаешь, я написал книгу, и даже теперь, после её издания, я продолжаю писать всё новые и новые материалы. Кстати, иногда меня просят написать некоторые гонорарные статьи в нескольких журналах. И мне это нравится! Я счастлив, что у меня есть возможность писать о тех вещах, которые мне интересны...
Несколько раз ты не очень лестно отзывался о своих родителях, что-то вроде "они никогда не понимали мой собственный мир, мои увлечения, работу... поэтому они могут kiss my ass". Ты и сейчас, повзрослев, находишься в таких же отношениях с ними? Не могу понять, как они могут не гордиться таким сыном, который столько сделал...
Ну, не знаю точно насчёт слов "kiss my ass" (всё точно... задокументировано в другом интервью... - авт.)... Мой отец был, наверное, самым близким мне другом, и его тяга и страсть к нешаблонности буквально во всём в жизни очень помогала нам понимать друг друга. Классно было узнать своего отца более хорошо, начиная со второй половины '90-х годов: я стал чаще приезжать к нему погостить, потому что очень скучал по тем временам, когда ещё маленьким жил с ним после развода родителей. Мой отец умер в 2000 году, и я безмерно счастлив, что успел провести с ним эти полноценные последние пять лет... В отличие от отца, моя мать - совершенно спятившая, безрассудная, примитивная и презренная личность, с которой я вообще никоим образом не общаюсь. Они никогда не интересовалась и не верила в то, что я делаю, и это - как раз то, что я больше всего презираю в людях, старающихся быть со мною на короткой ноге. Со смертью моего отца родители для меня умерли...
Думаю, ты в курсе, что сейчас вошло в моду у современных блэк-метал-клоунов называть "келтиков" в числе своих наиболее могучих вдохновителей. Конечно, в океане смехотворных "ивэлов" встречаются единицы по-настоящему искренних людей, но в целом - это толпа глупцов с гипертрофированными максималистично-радикальными взглядами на жизнь. Итак, твоё мнение насчёт таких "почитателей" CELTIC FROST...
Ох, знаешь, я не могу комментировать такие темы, потому что я совершенно не слушаю блэк-метал, не исследую это движение, и, даже более того, я никогда не интересовался группами, которые называют КЕЛТИК ФРОСТ в числе своих инфлюэнций. Я с ребятами - это CELTIC FROST, и я не собираюсь слушать тех, кто хочет и пытается быть "как келтики". Есть только один КЕЛТИК ФРОСТ... Который, к тому же, никогда не был блэк-металом. Мартин Эрик Айн изучал религиозные, теологические и сатанинские темы очень подробно, ещё начиная со времён HELLHAMMER. Впрочем, он и до сих пор интересуется подобными материалами... Наверное, именно из-за этого его увлечения, а также из-за оккультной лирики группы, блэк-метал-коллективы начали слушать и считать CELTIC FROST "своими". На самом деле, когда составлялась лирика к музыке, Мартин всегда старался быть максимально требовательным, осторожным и профессиональным в оккультным темах, чтобы группа не выглядела профанами, как множество тогдашних коллективов... К сожалению, практически все блэк-метал группы попросту "просмотрели" настоящую текстовую нагрузку, переосмыслив её на своё усмотрение и начав упоминать "келтиков" в своих thanks-списках. Иногда я думаю, что CELTIC FROST вообще не может иметь ничего общего с блэк-металом и подобными вещами. Мы столько всего привносили в свою музыку, группу, были не просто суммой музыкантов, старались выжимать из себя всё только самое прогрессивное и лучшее, взамен чего получали незримое ощущение духа CELTIC FROST, который вдохновлял нас на новые поиски неизведанного... Поэтому мне невдомек, как кто-то может копировать нас, группу, чьей главной целью во все времена было созидание нового, нежели копирование уже созданного...
Да уж... Так. Когда кто-либо из журналистов спрашивает тебя о причинах распада HELLHAMMER, ты всегда отвечаешь одно и то же: "Мы были разочарованы отсутствием простора для дальнейшего развития наших идей". Но было ли это главной причиной? А, может, не последнюю роль сыграло обыкновенное взросление, которое принесло с собой неприятие подросткового максимализма, "детских" убеждений, мыслей?.. Созидание шума мало общего имеет с музыкой...
Ну, ты совершенно прав, - мы были очень юными, и духовное взросление, забравшее с собой те "детские идеи и мысли", как раз и явилось тем, что подтолкнуло нас к пониманию факта, что в рамках стиля HELLHAMMER вскоре не останется места для импровизации, чего-то нового, что мы будем обречены снова и снова повторять уже пройденные пути. HELLHAMMER, его концепция, были разработаны нами ещё в подростковые годы, и, когда мы потихоньку начали получать какой-никакой жизненный опыт, HELLHAMMER стал казаться нам "тесным", пока не оказался тотально ограничивающим. Вы должны понять, что мы с Мартином нелегко приняли решение о прекращении жизнедеятельности ХЕЛЛХАММЕРа. Мы боролись годы, работали на износ и из кожи вон лезли, чтобы заиметь контракт с каким-то лейблом и привлечь к себе хоть какое-то внимание. И оставить всё это, рискуя потерять все наработки с новым, неопробованным проектом - CELTIC FROST - было самой настоящей лотереей. Для нас дико трудно и больно было бросить HELLHAMMER ради чего-то совершенно нового и неопределённого. Музыкальный аспект сыграл свою роль в начале '84 года, когда ХЕЛХАММЕР впервые выехал поработать над новым материалом в другую страну. После записи епишника Apocalyptic Raids в берлинской профессиональной студии с опытным звукорежиссёром, для нас было очень отрезвляюще услышать собственный финальный результат. "Созидание шума" - вот это ты правильно сказал. Мы поняли, что занимаемся именно этим, что группа изначально была рождена с такой целью. Проблема заключалась в том, что мы постепенно становились музыкантами, а не только истязателями инструментов, и желали придать своему творчеству более определённые и запоминающиеся очертания... Тогда, после того ЕР, мы поняли, что ХЕЛЛХАММЕР не позволит нам это осуществить. Сразу же по возвращении из Берлина мы принялись за изменение группы: например, тут же нашли себе второго гитариста. Когда же стало ясно, что такой "свежий блад" не помогает нашим надеждам, я и Мартин просто ушли из HELLHAMMER через три или четыре недели после рекорд-сессии, что автоматически обозначило конец группе...
Вопрос смешной, но я слышал, что в те далёкие времена вам даже угрожали некие сатанисты (!). Это с какой такой радости? Вы ж не были сатанинской группой, поэтому логично, что серьёзные "ивэлы" вообще не должны были интересоваться коллективом. В чём там дело было?
То, что мы не были сатанистами, как раз и стало причиной тех "наездов". Правда, угрозами я бы не называл те несколько предупреждений, которые мы получили... Всё было так. В '85-м появилось несколько человек, которые страстно начали проецировать собственные идеи на CELTIC FROST как группу. И, когда эти злобари, наконец-то, уразумели, что мы - не то, чем они хотят нас видеть, они начали брутальную агитацию против нашей группы. Мы вообще не понимали, какого чёрта нас впутывают в свои тёмные делишки, всё было вне нашего контроля. Эти предупреждения доставляли достаточно проблем на то время, потому что эти несколько товарищей были фанатично сосредоточены и преданны своему делу. Ты будешь смеяться, но некоторое время мы с Мартином даже опасались свободно разгуливать по улице!
Пересмотрел свою коллекцию журналов и нашёл заметку о том, что Мартин в конце '80-х собирался сообразить реюнион HELLHAMMER. Это что, с больной головы? Или финансов не хватало после "Cold Lake"?..
Ох, я не думаю, что когда-либо у Мартина были подобные мотивы - подзаработать на ХЕЛЛХАММЕРе. По нескольким персональным соображениям, эта группа всегда была очень личной и уникальной для Мартина, поэтому, я думаю, вся эта возня с реюнионом была затеяна лишь по причине его тяги к тем, давно ушедшим дням музыкальной наивности, искренней простоты и творческого разгильдяйства. Мартин любит экстремальную музыку, а КЕЛТИК ФРОСТ к тому времени случайно и назапланированно превратился в суперкомплексного и амбициозного монстра, в то время как HELLHAMMER был самой квинтэссенцией неогранённого, простого и экстремального искусства. Говоря за себя, я никогда не верил в то, что можно вернуть ХЕЛЛХАММЕР, потому что для меня эта группа теперь стала чем-то вроде фотографии в альбоме, фотографии какого-то определённого мгновения жизни, которое уже никогда не вернуть. Если кто-то когда-нибудь пожелает реформировать HELLHAMMER, это должно быть что-то свежее и неизъезженное... Но тогда это будет ненастоящий HELLHAMMER, ведь так?
Оно-то так, но, я могу поклясться, в одном укромном и уютном уголке безбрежного Интернета не так давно ты сам говорил о том, что было бы прикольно выпустить абсолютно новую епишку или альбом под названием HELLHAMMER! Э-э-ээээ. Ваши комментарии, мсье?..
Ты уверен, что я такое говорил? Что-то я вообще не припомню прецедента... (Хм. Похоже, дядька хорошо наподдал перед тем как написать ту лабуду про ХЕЛЛХАММЕР. А теперь вот не помнит... - авт.). Правда, только один раз в моей жизни был случай, когда мне предложили использовать имя ХЕЛЛХАММЕРа снова. Это произошло тогда, когда Марки из CORONER присоединился к молодому проекту APOLLYON SUN и попросил меня подумать над тем, почему бы не переименовать проект в HELLHAMMER. Я принял такой вариант во внимание, но, поскольку все остальные участники APOLLYON SUN были против, пришлось забросить его куда подальше. Хаха, думаю, фэны "келтиков" и того, старого ХЕЛЛХАММЕРа, возненавидели б переименованный APOLLYON SUN со всей искренней яростью и негодованием... (улыбается)
Это уж точно! Я бы первый начал плеваться (по правде говоря, я сначала плевался и от самого APOLLYON SUN, xexe - авт.), будь спок! Раз уж пошла "старая" тема, не премину спросить о том, как же воспринял андеграунд ранних '80-х твой HELLHAMMER? Я имею ввиду, что сегодня эта группа - безусловный суперкульт, но очень сомневаюсь, что вас многие заметили во времена, когда только начали выходить записи проекта. Разве что металлисты из соседних сёл...
HELLHAMMER был разгромлен и разбит на корню буквально каждым из журналов, куда мы отсылали свои записи на рецензию. Успех? О каком успехе может идти речь, если почти все журналисты и фэны ненавидели нашу "музыку"? А то, что на данный момент ХЕЛЛХАММЕР - культовая группа, так это просто естественное развитие событий на экстремальной сцене на протяжении почти двух десятков лет после распада бэнда... BATHORY появились на сцене уже после нашего старта. Вообще, в период публичного существования HELLHAMMER, то есть с '82 по '84 год, реально были только две подобные группы - VENOM, зачинатели всего движения, и... мы. Думаю, это одно из обстоятельств, которое сыграло на руку HELLHAMMER. как легенде.
Это уж точно. Я лично знаю несколько персонажей, готовых отдать большие, по нашим меркам, деньги за раритеты HELLHAMMER'a... Ну да ладно, к делу это не относится. Хоть от кого-то хотел узнать новости о PROBOT - что там происходит, какой прогресс и т.д.? Диск, по-моему, так и не был выпущен...
Подсказка
(PROBOT - метал-проект Дэйва Грола (FOO FIGHTERS, экс-NIRVANA), в создание дебютного альбома которого вовлечены следующие всемирно известные вокалисты: Лемми Килмистер (MOTORHEAD), Кронос (VENOM), Кинг Даймонд (MERCYFUL FATE и KING DIAMOND), Снэйк (VOIVOD), Эрик Вагнер (TROUBLE), Том Арайя (SLAYER), Макс Кавалера (SOULFLY), Майк Дин (С.О.С.), Вино (ех-ТНЕ OBSESSED, SPIRIT CARAVAN), Ли Дорриан (CATHEDRAL) и Том Габриэль Фишер (CELTIC FROST, APOLLYON SUN).)
Я и сам не знаю, когда они собираются издавать альбом... В прошлом мне называли какие-то предположительные даты, которые постоянно переносились, но на этом всё и закончилось. Так что извини, я ничем не могу помочь с новостями...
Ещё мне бросилось в глаза, как нелицеприятно ты отзываешься о музыкальной сцене своей родины - Швейцарии. Что, всё так плохо?.. А как же SAMAEL, KNUT, SADNESS, CHIVA, ALASTIS, GOTTHARD и т.д.? Кстати, всегда задавался вопросом, почему в соседней Германии - тучи команд, а в Швейцарии - так мало...
И снова я не могу комментировать данный вопрос, поскольку я вообще не слушаю швейцарские группы. Едва ли найдется хоть одна здешняя профессиональная команда (категорически против! - авт.), потому что, как правило, швейцарцы боятся рисковать, и у них внутри нет того огонька, который чувствует любой настоящий артист. Того огонька, который не даёт людям делать ничего, кроме определённого искусства. Швейцарцы, в отличие от тех же немцев, предпочитают становиться частью анонимной и серой людской массы, которую интересует работа либо в банке, либо - в страховой компании...
Спрашиваю у тебя, как у коренного швейцарца - как твоя страна умудряется оставаться нейтральной во времена всех межгосударственных конфликтов? Благодаря чему достигается это состояние мира? Извини за пространный вопрос, если чего...
Я хотел бы верить в то, что это происходит потому, что мы - на самом деле "нейтральная" нация. Но, конечно же, это не так, хехе. Швейцарцы всегда придерживаются более сильной стороны в этих самых конфликтах, той, у которой есть мощь и сила. Они же никогда не понимали, зачем устанавливать бизнес-отношения с теми странами, которые и так контролируют сильные мира сего. Это не совсем то, что определяется, как "нейтральное", не так ли? Ну, в принципе, насколько бы лицемерной и циничной не была подобная позиция, она оправдывает себя, так? Швейцария остаётся тихой-мирной страной, где не знают войн, а ведь это - самое главное. Впрочем, не о политике мы тут собрались беседовать.
Помню, всегда хотел сделать интервью не сколько о КЕЛТИК ФРОСТ, сколько исключительно о личности Тома Г. Фишера. О жизненной философии, идеалах, самых лучших и самых плохих эпизодах жизни, различных чувствах, их отображении в реальности, и о других вещах. Однако, приходится идти на компромиссы и не впадать в крайности. Если что-то понадобится - мы потом и так пообщаемся, правда? Кстати, ты не относишься к тем людям, которые тут же уходят в себя, замыкаются и становятся необщительными, когда кто-то (например, я) начинает касаться личных тем?
Вообще-то я, как и большинство нормальных людей, замыкаюсь только на некоторых очень личных вопросах, а также при общении с некоторыми неприятными мне людьми. Это нормально. Однако, в основном, я - невообразимо открытый и совершенно незамкнутый человек. И я очень люблю интервью, в которых упор делается именно на философскую тематику. Комично, не всегда моя открытость идем на пользу, даже моей группе. Но, так уж получилось, что я вокалист, фронтмен, поэтому частичный эксгибиционизм (смеется) мне не чужд. Даже если ты присмотришься к этому интервью, то наверняка заметишь, что много музыкальных вопросов имеют очень много философского в своих ответах, в любом случае...
Я заметил это ещё во время подготовки к данному интервью. Также заметил и то, что, как и много других людей философского склада ума, ты неравнодушен к космической тематике. У меня даже есть несколько твоих фотографий, где ты находишься среди моделей ракет, и которые натолкнули меня на мысль, что Томас Фишер - страстный фэн ракетного моделирования...
Да, мне нравится наука, особенно, как ты заметил, космической направленности. Я полностью увлечён всеми новейшими разработками и исследованиями в этой области. Моей мечтой всегда было побывать в космосе, но, если быть реалистами, несложно догадаться, что космические путешествия для обыкновенных людей станут нормальным явлением не меньше, чем через несколько столетий... Сейчас же это, помимо устрашающей дороговизны, всё ещё очень опасно, к тому же, современные политические и частные интересы будут стоять не на последнем месте в списке проблем... Да, я фанатик ракетомоделирования, это точно. Моим наивысшим достижением в этой области на сегодняшний день было участие в одном международном проекте, где моя команда была избрана одной из трёх, которые заслужили участия в этом увлекательном предприятии. Мы привезли три большие модели - более трёх метров в длину - в Блэк Рок пустыню (Невада, США), и запустили их с десятикилометровой высоты над уровнем моря со второй маховой скоростью одновременно с остальными командами из всех уголков планеты. Было очень сложно работать, чтобы осуществить этот проект, однако результаты затмили всё своей завораживающей красотой и увлекательностью. Не думаю, что когда-либо мне представится шанс "переплюнуть" данное достижение.
Наверное, в школе астрономия была любимым предметом, а?
Вовсе нет. В то время я был тотально "никаким" учеником! Я постоянно против чего-то боролся, нарывался на неприятности и, вообще, был в состоянии перманентной вражды со всем учительским составом, хехе. Что-то вроде школьного изгоя. Мне было настолько скучно и неинтересно на уроках, что я просто выходил из себя. Нет, мне очень нравилось учиться и читать, но то, о чём мне, хотелось знать, отсутствовало в школьной программе. Поэтому мне приходилось изучать все интересующие меня предметы дома, обложившись книгами. Я не думаю, что моё образование когда-нибудь закончится или замрёт на какой-то определённой точке. Никогда не принимал обучение от учителей - намного больших успехов я добился, обучаясь самостоятельно, так, как мне самому хотелось. Сейчас меня продолжают интересовать и увлекать тысячи вещей... Наверное, так будет всегда. Ведь поиск нового - это и есть вся моя жизнь.
Похвальная позиция, ничего тут не могу добавить... А вот скажи, согласен ли ты с таким метафизическим утверждением, что люди искусства, в частности музыканты, - это всего лишь "передатчики", "трансляторы" музыки, которая, на самом деле, не от мира сего? Есть люди, тотально убеждённые в этом...
Ну-у... Могу отвечать только за себя. Так как я не верю в какие бы то ни было "высшие силы", то я, совершенно очевидно, не какой-то там "передатчик". Я работаю на износ, чтобы сочинить свою, оригинальную музыку, и это все. Такая вот метафизика.
Хехе, согласен. Так, теперь более насущные вопросы. Существует множество примеров, когда музыканты завершившие свою карьеру давным-давно, вдруг, ни с того, ни с сего, начинают распускать слухи о новом альбоме, который будет "самым лучшим и тщательно продуманным", потому что они де стали "более мудрыми" и не будут больше допускать прошлых ошибок, а пойдут заранее известным лёгким путём. И так далее. Но! Подавляющее большинство таких новых альбомов до того вылизаны, отполированы и... слабы, что невольно убеждаешься в том, что для настоящего, искреннего искусства должны быть препятствия. При описанном лёгком процессе теряется запал, непредсказуемость и живость музыки...
В принципе, я с тобой согласен почти по всем пунктам. Но также я точно знаю одно: наш новый альбом не будет "отполированным" и слабым. Музыка, которую мы готовим, экстремально смелая, временами очень тяжёлая, иногда - чрезмерно экспериментальная, опасная, но всегда - свежая и новая. Скорее всего, так получается из-за моего постоянного пребывания на музыкальной сцене. Я ведь никуда надолго не уходил, и никуда не возвращался. Хотя CELTIC FROST снова вышли в мир только в 2000 году, до этого я несколько лет работал с APOLLYON SUN. Работал так, что временами мне кажется - труд с "келтиками" бледнеет по сравнению с "аполлионами".
Ничуть не сомневаюсь, что "Probe" - новый альбом - будет, как всегда, чем-то непредсказуемым и экспериментальным. Правда, некоторые мои знакомые опасаются того, что он будет звучать, как мягкий микс из старого "фроста" и APOLLYON SUN... На такие размышления наталкивает твоё увлечение электронной музыкой, как ни крути. Или же это будет всё тот же старый добрый металический, хоть и мощно "завёрнутый" CELTIC FROST?
Кто и где издал закон, который запрещает использовать электронику в метале? (Разве ж я что-то против электроники имею? - авт.) Разве метал не играется с помощью электрических гитары и баса?
Когда Боб Дилан в '60-х впервые перешёл с акустической гитары на электрическую, он чуть не разрушил всю свою карьеру. Люди не были готовы принять "электрического" Боба Дилана, поэтому его первые выступления с электрогитарой были восприняты публикой "в штыки". Это кажется очень смешным сейчас, если вспомнить, не правда ли? Потому что на данный момент с помощью электрогитары написано очень много величайших музыкальных произведений. Так что мне кажется смешным ограничивать свою группу только электрогитарами, при этом игнорируя факт, что электроника и синтезаторы являются частью музыкальной сцены уже больше сорока лет! А самые ранние синтезаторы вообще начали использоваться аж в '30-х годах прошлого столетия. Почему мы должны быть заскорузлыми и отсталыми в своих понятиях о музыке? Должны ли мы ждать ещё сто лет, чтобы "нормально" воспринимать какие-то новые элементы музыки? Возможно, поколение наших отцов так бы и сделало, но не мы сами. Разве не наше поколение призвано быть новым и смелым, свежим и революционным в своих идеях? Разве не мы должны разрывать те оковы, которые наложили на нас предыдущие поколения? Зачем цензурировать самих себя? К чему сочинять какие-то надуманные и совершенно тупые правила, запрещающие использовать тот или иной инструмент? Понимают ли люди, насколько недоразвиты и глупы подобные "законы"? Метал и рок-музыка всегда были революционным искусством, были вольными и дикими; это было то, что ненавидели наши родители, что плевать хотело на цензуру со стороны старого поколения. И сейчас мы собираемся начать делать это за них? Мы что, действительно настолько тупы и близоруки?
(Да-а, зацепило Тома за живое… - авт.)
Когда я середине '80-х CELTIC FROST начали использовать скрипку, рожки, литавры, виолончель и оперный вокал, большинство классически образованных музыкантов, которые играли на наших альбомах, вначале сказали нам, что невозможно и неправильно - смешивать эти два музыкальных стиля. Из-за таких вот мнений мы поимели гору конфликтов с этими ребятами. Мы просто презирали этих "музыкантов" за подобные близорукие выводы и комментарии. И вот сейчас, должен ли я понимать, что эти (молодые) люди, которые имеют такое мнение об электронике, чем-то лучше тех отсталых классических музыкантов? Я использую электронику и синтезаторы каждый чёртов раз. когда чувствую, что они там нужны, и не собираюсь прислушиваться к тем, кто нихрена не понимает настоящего духа Метала и того, из чего он вышел - бунта против всего устаревшего и устоявшегося аж с '60-х годов. Те ревнители чистоты Метала, кто несут подобный бред, как раз и являются самыми опасными предателями этого стиля. Новый альбом КЕЛТИК ФРОСТа будет содержать много тяжёлых и примитивных композиций. Разве ж они хоть немного хуже тех, в которых будет использована "закрученная" электроника? Чушь собачья. Единственный критерий, который учитывается - это общее качество композиции. Если в какой-то песне необходимы брутальные гитары - мы их делаем, если нужна скрипка - вставляем скрипичные партии, и если чувствуется потребность в электронном звучании - подключаем синтезаторы. До тех пор, пока композиция остаётся хорошей и пока она трогает чьи-то сердца, мы спокойны.
Я считаю, что весь этот маразм против использования синтезаторов в метале начался с того, что некоторые метал-музыканты просто не могли научиться играть на них, и поэтому, чтобы не выглядеть лохами, стали рассказывать направо и налево, что, мол, "синтезаторы чужды металу". Но знаешь что? Они так и остаются лохами, потому что говорят такое. Ни один настоящий музыкант никогда и не подумает разводить подобные бредни. А что плохого в APOLLYON SUN? Мне нравится музыка этой группы и, насколько я помню, мы никогда и никого не заставляли любить её или покупать. Когда мы начали играть "вживую", фэны и журналисты много раз говорили нам, что мы были даже тяжелее, чем большинство метал-групп. Так и было, поверь. Так что, APOLLYON SUN теперь стал плохой группой только потому, что некоторые наши инструменты имеют клавиши вместо струн? Я так не думаю.
Тем, кто сидит там и на что-то жалуется, я могу посоветовать только одно: давайте, организуйте свой коллектив, играйте свою современную музыку и перестаньте, наконец, быть тотальными трусами. Конечно же, намного легче играть то, что уже миллион раз до тебя сыграно, или сидеть и обливать грязью других, чем быть на передовой музыкального искусства, открывать всё новые горизонты. Впрочем, каждый для себя выбирает сам - быть ли ему конструктивным творцом или онанистом, критикующим всех и вся. Последние могут сходить пешком куда подальше.
Том, ты чего, не с той ноги сегодня встал? Выдал тут брутальный монолог... Лучше сообщи последние новости - когда уже, блин, будет точная дата выхода альбома назначена? Ну надоело уже слышать только обещания скорого релиза... Или такие задержки из-за того, что вы сами полностью финансируете создание этого альбома?
Ну, полностью все расходы мы не потянем, конечно. Из своего кармана мы оплатили только пре-продукцию, оборудование и все необходимые бумаги для того, чтобы стартовать группу снова. У нас нет намерений быть совершенно самостоятельными в финансовом плане, иначе мы просто разоримся. В данный момент наши переговоры с несколькими наиболее вероятными кандидатурами на роль лейбла находятся в финальной стадии. Когда будет нужно, мы сами объявим, какая контора стала новым домом CELTIC FROST. И я не уверен, что мажорный лейбл был бы наиболее подходящим выбором... Посмотрим.
Представляю, как будут раскупаться билеты на первые за более чем десятилетний период концерты "келтиков"... Вы же планируете выступать снова, не будете замыкаться только в студии? Наверное, всю старую амуницию, вроде шипов, браслетов и патронташей, так и оставите ржаветь дальше?
Конечно, концерты будут. Мы даже, наверное, ещё перед выходом альбома сыграем на паре фестивалей. Шоу обещают быть экстремально энергичными, к тому же планируется использование суперсовременной оптичеческо-визуальной технологии, если позволит оборудование концертных залов. И. да, ты прав, - никаких трэш-имиджей! Помню, мы, как и все олдскул трэшеры того времени, на концертах таскали килограммы названной тобою атрибутики, ничем не отличаясь от других... Культивировать оригинальность в имидже мы начали где-то со времён "То Mega Therion". И сейчас повторяться мы не станем...
Ясно... Том, я тут разузнал, что теперь "келтики" для записи альбомов будут использовать постоянную певицу - некую Симону Фолленвайдер. Не мог бы ты рассказать о ней чуточку больше? Интересно ведь...
Не вопрос. Симона - молодая девушка, едва за двадцать лет, и её часто ошибочно считают родственницей известного швейцарского волыночного музыканта, победителя Грэмми - Андреаса Фолленвайдера. Она поёт в местной кроссовер-группе, и является нашей хорошей знакомой с времён записи материала для APOLLYON SUN. Мы очень часто использовали её вокал в материале для нового альбома, и также планируем попросить её участвовать в концертных выступлениях CELTIC FROST.
Слушай, Том, а как остальные участники "фроста" - такие же фанатично преданные группе люди, как и ты сам? У них же давно свой бизнес и другие дела... Вон я слышал, что Мартин открыл какой-то клуб. Не будет ли CELTIC FROST для них сейчас чем-то вроде сайд-проекта? Стопроцентной отдачи вряд ли дождёшься...
Клуб?.. А, это был простой музыкальный клуб, с дансполом. Я ходил туда пару раз, но сейчас я чувствую себя намного комфортнее в его новом заведении - обыкновенном баре с диджеями. То, что у него свой бизнес - не страшно. Он заранее оговорил со своими деловыми партнёрами, что будет уделять большую часть времени "фросту", так что тут без проблем. Вероятнее всего, что обновлённый CELTIC FROST так никогда и не станет для нас "сайд-проектом", однако, если быть до конца честным, всё зависит от успеха нового альбома. Сейчас загадывать на самом деле очень рано, поскольку в данный момент мы ещё только пишем музыку и обозначаем рамки сегодняшней группы... Судя по времени, которое мы сейчас уделяем группе, на данный момент её можно назвать полупрофессиональной. Вот что точно будет сайд-проектом в будущем, так это APOLLYON SUN.
Скажи, а сейчас, будучи мужиками в самом расцвете сил, вы тоже чувствуете тот старый, мистический спирит, появляющийся только в группе КЕЛТИК ФРОСТ, ту магию, о которой ты любил говорить в 80-х? Или же теперь появилось какое-то иное ощущение коллективного единства?
Нет, те ощущения по-прежнему с нами! Это, кстати, станет явным, как только мы соберёмся вывесить на своём официальном сайте в мп3-файлах наши предварительные репетиционные записи. Да и на концертах люди тоже ощутят ни с чем не сравнимую атмосферу CELTIC FROST. Наш коллектив очень даже жив и здоров, и испытывает те же самые артистические и конструктивные переживания и чувства, что и в самом начале карьеры... Но, я считаю, и так тебе скажет любой музыкант, - всё прояснится при первых же минутах живого, концертного выступления. Тогда вопросов уже не останется...
Я вчера почитал черновую версию лирики к новому альбому и кое-что хочу спросить. Песня "Human Dirt" (прежнее рабочее название - "Wanker God") - это яростный манифест против конкретного человека с Нойз Рекордз, который, хотя и сделал имя IRON MAIDEN, всё же попортил много крови APOLLYON SUN и тебе лично. Разве обязательно было выносить всю эту грязь на всеобщее обозрение. Не слишком ли мелочно это для такой команды, как CELTIC FROST?
Почему я должен держать рот на замке, если я чувствую, что кто-то предаёт меня и мою группу? Должен ли я становиться безвольным козлом, как многие люди на этой планете, проглотив тихонечко обиду и ничего не предприняв в обмен на вред мне? Дальше. Это МОЯ музыка, и, чёрт побери, я сам могу решать, какие тексты писать, и какие делать комментарии. Если кому-то что-то не нравится - они могут делать всё по-другому со своей собственной группой. Ясное дело, что я не буду "посвящать" все свои песни такой теме, потому что это будет просто пустая трата времени. Но, как ты думаешь, о чём наша лирика? Она - о наших жизнях, о нашем опыте, о том, что привлекает наши мысли и что управляет нашими действиями. Ты что, хочешь, чтобы я научился сочинять тексты, которые будут выгораживать людей, которые лгали мне долгие годы? О чём вообще ты хочешь видеть нашу лирику? Вообще, желательно было бы, чтобы люди, прежде чем делать свои выводы, почитали уже напечатанные тексты, а не судили их просто так. Что касается конкретного случая, из-за которого и была написана песня "Human Dirt", то там всё настолько экстремально противно, что может быть только две стороны этого дела - или чёрная, или белая. Или они с нами, или - против нас. Нет середины. Комментариям, думаю, не место на страницах журнала: они останутся только для тех, кто близко знаком с тем, что произошло.
(Мне вот непонятно только одно: Том всё время говорил, что он необидчивый и жадный до дискуссий человек, но стоит без задней мысли что-то вскользь лишь упомянуть, даже не касаясь конкретики, он тут же начинает выходить из себя и делать скоропалительные выводы. Странно...)
Что-то ты злой сегодня. Что, репетиция неудачно прошла или чего? Я и не собирался тебя обижать. Чтобы поменьше раздражать, даже опустил вопросы о WARHAMMER и прочих металах... Ты как то упоминал о том, что "дух КЕЛТИК ФРОСТ живёт и процветает также в других современных коллективах". Кто это? Огласите, пожалуйста, весь список, хмм...
Да нет, я спокоен, всё в порядке. А команды, которые разделяют спирит "келтиков", это SNEAKER PIMPS, REFUSED, MESH, APHEX TWIN, DIVE и прочие...
Довольно неожиданный выбор, я бы сказал. Признаться, ожидал услышать имена каких-то техно/дэз-новаторов разлива CYNIC, ATHEIST, или непредсказуемых NEUROSIS с T.I.T.D.. Это действительно непростая и уж точно "незаезженная" музыка. Тебе же нравится всё парадоксальное и абсурдное, значит, данные коллективы должны были как-то затронуть душу...
Вся жизнь - это один большой абсурд. В действительности, я не так уж сильно люблю парадоксальность в чём-то конкретном, потому что я сам - часть жизни, и, значит, часть парадокса. Это не мой выбор изначально. Не могу комментировать названные группы, поскольку никогда ни одну из них я не слышал. Так что я совершенно не знаю, что сказать об их музыке и текстах... (Хмм... - авт.)
Думаю, хоть легендарное немецкое трэш-трио тебе о чём-то говорит? Вы ж со всеми ними катались в турне когда-то... Кстати, какая из этих групп тебе нравилась больше всего, и какая наиболее сильно импонировала в плаке имиджа?
Как мне кажется, KREATOR всегда были наиболее "настоящими" и преданными своей идее музыкантами из всех трёх. Я знал ребят из КРЕАТОРа очень хорошо, равно как и "содомов" с "дистракшнами", однако первые имели невидимое, но вполне ощутимое пламя в своих душах, в отличие от всех остальных... Нет, я не говорю, что две другие команды были страшными позёрами, просто КРЕАТОР отличался своей сырой и злой энергетикой, что ли... Милле - это вообще уникальная и очень специфическая личность. Правда, я уже несколько лет, как даже не разговаривал с ним: всё время какие-то дела, проблемы. Признаться, стыдно. Надо будет позвонить ему. Хотя, даже несмотря на это, я постоянно отслеживаю карьеру KREATOR'a посредством прессы или общих знакомых.
Томас Г. Фишер известен в метал-мире как один из "отцов" экстремальной музыки. А, и как талантливый писатель тоже. Однако никто не будет ассоциировать тебя и CELTIC FROST с такими обыденными для метала вещами, как пьянки, девицы или раззвездяйское поведение. Сомневаюсь, что "келтики" были примерными пай-мальчиками, хехе...
Ну, думаю, я известен не только благодаря названным заслугам, а также много чему другому. Я знаю, что много людей не любят меня именно из-за того, что я сделал и продолжаю делать в CELTIC FROST. He в курсе насчёт упомянутого "отцовства", что-то я сильно сомневаюсь... Да, группа много раз сталкивалась с проблемой наркотиков и алкоголя, но Мартин и я никогда этой дряни не употребляли вообще. Наверное, именно поэтому КЕЛТИК ФРОСТ имеет более "чистую" репутацию среди других коллективов-ровесников. Мы никогда не чувствовали потребности в таких вещах, потому что предпочитали более полезные вещи и трату времени. Да и группу мы организовали, исходя из артистических побуждений, а не просто для того, чтобы побеситься. Вместе с тем, конечно, нам было далеко до примерного поведения, хехе. И. кстати, мы никогда не говорили, что не любим секс, (улыбается). Как раз наоборот.
Меня всегда удивляло, почему очень много метал-музыкантов, особенно самых злобных, так любят украшать свои обложки обнажённой женской натурой. Да что тут говорить, если этим приёмом пользуются все - от сладких пауэр-металистов до наизлобнейших блэкеров... Вон даже на обложке "Emperor's Return" в компании дьявола красуются три брутальные девицы...
В '84 и '85 годах, когда мы боролись за место на музыкальной сцене, не имея ни имени, которое пришло позже, ни влиятельных связей, власти и денег, и когда нам случайно подвернулась прекрасная возможность использовать для обложки профессиональную картину американского художника Фила Лоувиера, мы тут же ухватились за эту идею. (Конечно, такая обложка сразу бросается в глаза в магазине... - авт.) Так что это было ни чем иным, как удивительно важным шагом в развитии группы, поскольку до того времени мы абсолютно всё делали своими силами... Только и всего. Хотя, признаться, меня всегда раздражало, что мы использовали в оформлении обложки для CELTIC FROST голых женщин. Мне гораздо больше нравится изображение каменной скульптуры обнаженной девушки, помещённое на обложку епишки "I Won't Dance" несколькими годами после "Emperor's Return".
Что ж, возразить или добавить здесь мне нечего. Насколько я могу судить по твоему постоянному "висению" в одном укромном веб-уголке и частому появлению мессаг от тебя в своём почтовом ящике, ты - заядлый интернетчик. Есть ли какие-то проекты "келтиков", ориентированные на будущее и связанные со всемирной компьютерной сетью? Кстати, тебе не надоело отвечать на постоянные вопросы посетителей форума, комментировать даже самые незначительные постинги? По своему опыту знаю, очень немногие музыканты, особенно такие заслуженные, уделяют общению с фэнами столько времени...
Да, я люблю Интернет. Я люблю общение, поскольку я весьма открытый человек, как ты уже знаешь. Мой дом - это моё рабочее место, и тут у меня есть выделенная линия, потому что для нормальной работы дайл-апа мне не хватает. Также я использую Интернет и в музыкальных целях, например, для обмена музыкой с гостевыми музыкантами и т.д. Да, у нас запланированы на будущее некоторые Интернет-проекты, где-то ближе к дате выхода альбома. Будет выложена в мп3-файлах музыка, которую больше ни в каком другом формате не найдёшь, вывешены картинки и фотографии, связанные с новой инкарнацией "келтиков". И ещё много чего другого будет. Да и сам сайт будет обновляться гораздо чаще с выходом "Probe". Я люблю общаться с нашей публикой, фэнами. Почему бы и нет? Без них я бы вообще не имел возможности развивать свою музыкальную жизнь. Это во-первых. Во-вторых, это же люди, которых затронуло моё творчество, и слышать их мнение для меня всегда приятно и интересно. Это первый раз, когда мы пишем альбом, параллельно так тесно общаясь с нашими поклонниками со всего мира. И я думаю, это тотально вдохновляющий и увлекательный фактор в жизни нашей группы.
Сеанс заканчивается и гаснет экран... Невозмутимо приближается уже недалёкий дэдлайн интервью... Хочется спросить напоследок вот о чём. CELTIC FROST снова живы, снова происходят различные эпизоды в жизни коллектива, твоей личной тоже. Как же быть с той, написанной тобою, историей "келтиков", которая уже несколько лет как не обновляется? Наверное, нам стоит ожидать переиздания книги с дополнительными главами, а?
О, нет. Я уже сейчас работаю над совершенно новой книгой, и делаю наброски для ещё одной. Моя новая книга будет вольным продолжением первой, однако на этот раз ещё более нецензурированной и открытой. А другая книга будет посвящена германской архитектуре, и, думаю, мне понадобятся годы, чтобы полностью исследовать предмет и написать её... Я не считаю, что переписывание первой книги о "келтиках" с новыми главами - это хорошая идея. Все новые истории и приключения будут отражены более открытым и совершенно современным образом... Что же. Благодарю, Евген, за то, что интересуешься нами и всем, что связано с этим. Спасибо за поддержку и терпеливость.
Информация взята с сайта http://rockhell.spb.ru/musicians/celtic … ndex.shtml