Начало
Конец 60-х - начало 70-х ознаменовались приходом культуры хиппи - культуры бунта и революций. На смену рок-н-роллу пришли андерграунд и психоделия, блюз-рок и хард-рок. Команды, проповедовавшие взгляды хиппи, росли как грибы после дождя. Одни становились действительно классикой жанра, другие просто вспыхивали и исчезали, ничего после себя не оставляя. Но всех их объединяло одно - они несли в массы борьбу с насилием посредством любви, т.е. идеологию хиппи.
И вдруг на этом безоблачном горизонте появляется грозовая туча - группа, которая те же самые проблемы рассматривает с точки зрения влияния тёмных сил Зла. Группа, которая показала всему миру истинный ужас человеческих деяний. Даже любовь эта группа задвинула в такие мрачные глубины, что неподготовленный слушатель был просто потрясён. Это были Black Sabbath.
А началось всё с никому кроме её участников не известной бирмингемской блюз-роковой группы под названием Polka Tulk, в состав которой в 1968 году вошли:
вокал - Оззи Осборн (Джон Майкл Осборн, родился 3 декабря 1948 года в местечке Эштон, Бирмингем, Англия);
гитара - Тони Айомми (Фрэнк Энтони Айомми, родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме, Англия), уже игравший до того в малоизвестной, но весьма интересной группе Mythology;
бас - Гизер Батлер (Теренс Майкл Батлер, родился 17 июля 1949 года в местечке Эштон, Бирмингем, Англия);
ударные - Билл Уорд (Уильям Уорд, родился 5 мая 1948 года в местечке Эштон, Бирмингем, Англия), также уже игравший в Mythology.
Ребята учились в одной школе и были просто помешаны на оккультизме, черной магии и прочих "жутях". Гизер увлекался чтением книг и пособий по чёрной магии и ставил различные опыты, а Айомми ему в этом помогал. Вообще, Бирмингем в те годы был весьма мрачным мирком - грязь и насилие окружали его жителей. Видимо, именно это повлияло на "тёмные" наклонности ребят. Осборн, получивший своё легендарное прозвище из-за обожания сказки "Волшебник страны Озз", поначалу не разделял увлечений товарищей. Более того, Айомми и Оззи были в разных уличных бандах и часто дрались между собой.
По словам самого Тони Айомми, Осборн был панком, да ещё и коротко стриженым, и они, естественно, никогда не ладили друг с другом. Учился Оззи плохо и едва не завалил своё среднее образование, а потом и вовсе встал на скользкую тропу воровства, так как работать он не просто не любил - его с неё воротило. Однако попутно он как-то умудрился окончить музыкальную школу по классу фортепиано. Воодушевлённый своими опытами в качестве вокалиста в нескольких командах, Оззи опубликовал в местной газете объявление: "Оззи Зигу нужны концерты. Есть усилитель" (дословно, как говорят сами музыканты, было написано следующее: "Ozzy Zig requires gig. Owns own P.A."). Первым на эту заметку "клюнул" Гизер, которого подобная околесица просто заинтриговала. Он к тому времени имел шестимесячный «стаж» игры на гитаре, чего, в принципе, вполне хватало на первый раз. Поэтому Оззи и Гизер, недолго думая, решили продолжить творческую деятельность вместе, назвав свою группу Rare Breed. Стоит заметить, что под этим названием они дали всего два концерта.
Тем временем, в Бирмингем возвращаются из турне Тони и Билл, которые в то время имели немалый успех в составе блюзовой группы Mythology. На всё той же доске объявлений они увидели заметку Оззи. Но Тони надеялся, что, может быть, это другой Оззи, а не тот, с которым они ходили в школу, потому что он ему абсолютно не нравился. Когда оказалось, что это тот самый Оз, Тони решил, что не будет иметь с ним никаких дел. Оззи и Гизеру был нужен барабанщик, и позже они обратились к Тони с просьбой подыскать им кого-нибудь. Билл тогда был дома у Тони и согласился присоединиться к группе только при условии, что вместе с ним в группу вольётся и Тони. Они вместе с Джимом Филипсом и неизвестным саксофонистом сформировали новый коллектив. Свежеобразовавшаяся группа возвратилась в Карлайл, где Тони и Билл имели успех, и дали несколько концертов. Позже группа разошлась и через некоторое время снова воссоединились, но уже без двух прежних участников. Это был "вежливый способ" избавиться от двух ненужных музыкантов. Квартет разучил уже 18 песен за первую неделю совместной работы. Тем временем в группу, как это и было оговорено Уордом ранее, приходит Тони Айомми, после чего Батлер начинает играть уже на бас-гитаре. Так произошло образование команды, получившей название Polka Tulk Blues Band (правда, первое время в этой группе было еще два участника – второй гитарист и саксофонист).
Версий происхождения такого странного названия группы существует две. Первая гласит, что однажды утром Оззи зашел в ванную и увидел красивую жестяную баночку с порошком талька, на которой было написано “Polka Tulk”. Согласно второй версии, в Бирмингеме был магазин пакистанской одежды, который назывался “Polka Tulk Trading Company”. Какая версия более правдоподобна – решайте сами. Но вскоре Polka Tulk поменяла название на Earth - грубый и невполне естественный голос Оззи не очень-то тянул на блюзовый. В таком виде группа выступала почти два года, до августа 1969 года…
Но ребятам не очень-то нравилось название группы, и они находились в постоянных поисках чего-нибудь "этакого". Как-то раз они проходили мимо кинотеатра, где в то время шёл какой-то фильм ужасов под названием "Black Sabbath". Пройдя мимо большой толпы людей, ожидавших начало фильма, Гизер заметил: "Вот же странно - люди платят деньги, чтобы увидеть кино, которое их напугает. Так почему бы нам не играть музыку, которая пугала бы людей?" Ребята согласились с его словами, решив так назвать свою первую песню (до этого они исполняли исключительно чужой материал).
А однажды во время одного из выступлений группы кто-то сказал, что ему нравится новый сингл Earth. Но, на самом деле, четверка никогда не выпускала синглов! И только тогда они узнали, что группа с таким же названием Еarth уже существует. Но было уже поздно... Концерт был в самом разгаре и публика ждала от группы абсолютно другой музыки. Earth не могла отменить концерт и длинноволосым пришлось играть блюз вместе c роком. Это был полный провал! Но групппа хорошо повеселилась, наблюдая как зрители пытались танцевать под их музыку. Вскоре, если верить словам Оззи, к ребятам пришел всё тот же Батлер, находящийся под впечателением от книг оккультного писателя Дэниса Уитли, и сказал: "эй, братва, а почему бы нам не назваться Black Sabbath?" Всем пришлось по душе это название, которое в точности отражало дух команды.
Совсем без денег, группа во всем полагалась на маму Тони, которая владела кондитерским магазином. Сабы брали взаймы у нее денег на аренду грузовика, еду и сигареты. Иногда они выступали одни, иногда давали концерты вместе с другими группами. Если какая-нибудь команда не могла выступить на одном из концертов, Сабы заменяли её. Как-то в январе 1969 они играли в "Звездном клубе" (Star Club) в Гамбурге, где Битлз получили известность. Сабы были тогда настолько популярными, что давали по 5 концертов подряд в одном клубе. Они выступали 7 дней в неделю, совсем без выходных, постоянно писали новые песни. Это объясняет то, что тексты ранних песен отличаются от тех, что вошли в альбом.
Как-то раз в 1970 году группе поступило весьма необычайное предложение: отыграть концерт на сатанинском сборище в Стоунхендже. Они отказались. Главный колдун Англии, Алек Сандерс, который был постоянным фэном Саббатов, сообщил своим кумирам, что сатанисты наложили на них проклятье. Это была не шутка, и ребята чувствовали себя очень неуверенно. Поэтому Оззи попросил своего отца сделать им всем четверым большие кресты из аллюминия, которые ребята носили 24 часа в сутки. Впоследствии, точные копии этих крестов были сделаны из чистого золота, и музыканты до сих пор носят их у себя на груди. Крест, принадлежащий Оззи, можно увидеть на обложке его альбома “The Ozzman Cometh”.
Однако вернёмся, собственно, к творчеству команды. Пока готовящийся музыкальный материал для предстоящего альбома Black Sabbath сводился в студии, Тони на некоторое время покинул группу, чтобы присоединиться к Jethro Tull. Он так и не принял участия в записи ни одного альбома Тал, зато снялся в фильме "Rolling Stone's Rock and Roll Circus", которому не суждено было увидеть свет по той причине, что ролики были слишком отвлеченными... Однако записи выступлений Тони в группе Jethro Tull остались - на бутлеге "Archangel Rides Again". Уход Тони был очень недолгим: около двух недель. После этого он вернулся к своей команде, а ребята из Jethro Tull очень скоро нашли ему подходящую замену - Мартина Барре - не менее виртуозного гитариста. И все остались довольны.
1970-1976 гг.
Путь на вершину
Итак, после всех приключений запись дебютного альбома с успехом завершается (на неё понадобилось всего 8 часов и она стоила около 800 Британских фунтов стерлингов, а записан он был на 8-дорожечном магнитофоне на 4 дорожки), и 13 (!) февраля 1970 г. выходит нечто под названием "Black Sabbath". Сразу хотелось бы отметить, что оформление диска (естественно, винила) было из ряда вон выходящим - внутри разворота помимо слов "Black Sabbath", переходящих с одной стороны разворота на другую, справа красовался перевёрнутый крест (для тех, кто не в курсе, сообщим, что это самый страшный знак для поборников Веры). Как выяснилось позднее, группа не имела к этому никакого отношения - "постарались" работники звукозаписывающей компании, которые захотели усилить впечатление. Более того, также внутри разворота была представлена "Поэма", оригинальный текст которой мы и даём (знатоки английского, вам есть, что почитать - вольная трактовка Апокалипсиса, которая потом завязывается с оформлением обложки альбома).
Still falls the rain, the veils of darkness shroud the blackened trees, which contorted by some unseen violence, shed their tired leaves, and bend their boughs towards a grey earth of severed bird wings. Among the grasses, poppies bleed before a gesticulating death, and young rabbits, born dead in traps, stand motionless, as though guarding the silence that surrounds and threatens to engulf all those that would listen. Mute birds, tired of repeating yesterdays terrors, huddle together in the recesses of dark corners, heads turnedfrom the dead, black swan that floats upturned in a small pool in the hollow. There emerges from this pool a faint sensual mist, that traces its way upwards to caress the chipped feet of the headless martyr's statue, whose only achievement was to die to soon, and who couldn't wait to lose. the cataract of darkness form fully, the long black night begins, yet still, by the lake a young girl waits, unseeing she believes herself unseen, she smiles, faintly at the distant tolling bell, and the still falling rain.
Непосредственно музыкальный материал, представленный на диске, в то время также не имел аналогов в истории рока. Да, это был, во многом, тот же самый блюз с заметным влиянием Джимми Хендрикса, но сильно утяжелённый. Однако сразу бросались в глаза мрачные, вязкие гитарные риффы, замогильный вокал и страшные тексты, поднимавшие очень серьёзные проблемы человечества.
Кстати, о вязких риффах... Тот самый фирменный саунд гитары Айомми мог и не быть таковым, если бы не несчастный случай, случившийся с Тони, когда тот работал на фабрике. Так получилось, что ему пришлось замещать резчика металла. Ну а поскольку Айомми не знал всех тонкостей работы на станке, то случилось так, что ему отрезало начисто кончики двух пальцев. Естественно подобная травма и игра на гитаре, мягко говоря, не совсем совместимы. Тем не менее, Тони не отчаялся, а придумал нехитрое приспособление - некое подобие напалечников, собственноручно им изготавливаемых - и перенастроил свою гитару на полтона ниже. И вот результат - неподражаемый вязкий и тягучий саунд гитары Айомми навсегда стал визитной карточкой Black Sabbath.
Однако вернёмся к дебютному диску группы... Даже на фоне уже гремевших Led Zeppelin альбом был очень интересным и, главное, новым, результатом чему стало 16-е место в национальном хит-параде (и это при полном отсутствии рекламы!). Ну а заглавная вещь из альбома навсегда стала визитной карточкой группы. Кстати, любителям выискивать потаённый смысл в каждом слове песни, а также всем остальным сообщим, что название одной из композиций - N.I.B. - расшифровывается вовсе не как "Nativity In Black" (вы и в тексте песни ничего подобного не услышите, хотя о Дьяволе там много чего...). Это всего лишь кличка Билла Уорда, которую он приобрёл из-за своей бороды - "pen nib" (буквально - "острие пера")...
Здесь мы позволим себе привести слова эксперта рок-музыки Тибором Кнайфом, которые весьма красочно описывают суть той атмосферы, которая была создана дебютным альбомом группы.
"После появления Deep Purple в том же году в Англии появился дебют-альбом Black Sabbath. Они ввели в хард-рок параллельную линию, которую при наличии средств, порожденных стилем хитчкок, можно было бы назвать роком ужаса: проявление силы вызывает здесь жуткий страх.
Титульная композиция альбома "загрунтована" звучанием колоколов и той несущей ужас уменьшенной квинтой (тритоном), которая в древних русских программных композициях всегда производит удручающее воздействие. Как в лучших Дракула-фильмах игра теней вызывает ужас, так и здесь: текст, не называя конкретно ничего, в то же время создает определенную атмосферу, вызывая этим воспоминание ужаса прошедшей ночи. Близость к черной магии обнаруживается изображением на внутренней стороне альбома 1970 года таинственного перевернутого креста. На внешней стороне альбома изображен разрушенный дом, мертвые сучья и нереально стоящая впереди бледная дочь Дракулы".
Как видим, хорошенько напугать и шокировать слушателя группе удалось. Тем не менее сперва команду приняли весьма настороженно - уж очень сильно она выделялась из общей массы рок-групп, "воспитанных" на культуре и идеологии хиппи. Но затем, после выхода в конце 1970 года альбома "Paranoid" уже всем, в том числе и критикам, стало ясно, что эта супер-группа пришла всерьез и надолго. В этой пластинке творчество команды проявилось более полно.
На обложке альбома был изображен человек, выбегающий из леса с мечом и щитом в руке. Это должно было создать ощущение погружения слушателя в параноидальное состояние. По правде говоря, альбом должен был выйти под названием "War Pigs" ("Военные Свиньи") (постоянное желание человека иметь оружие разрушения и уничтожения). Однако компания грамзаписи не согласилась с таким названием, и поэтому альбом был переименован. Песня "War Pigs" появилась, когда Black Sabbath выступали с концертом на Американской авиационной базе, где ребята и услышали рассказы солдат о войне. "Paranoid" достиг первого места в чартах Великобритании и 12-го в Американских хит-парадах. Почти все композиции стали хитами - "Paranoid" и "War Pigs" получили международное признание и стали классикой, а "Iron Man", получившая, кстати, в 2000 году премию "Грэмми", стала, пожалуй, первой композицией в стиле "трэш-метал". Более того, на альбоме в качестве инструментальной разрядки присутствовала полупсиходелическая, полуджаз-роковая вещь "Planet Caravan". Всё это позволило говорить и о признании команды в авторитетных кругах, а также о вхождении мировой рок-культуры в новую эпоху - тяжёлой и глубокомысленной музыки.
Довольно интересен следующий факт. Ещё до выпуска альбома "Paranoid" вышел одноимённый сингл, который был очень популярен, возможно даже слишком. 23 октября 1970 группа попыталась дать концерт в танцзале "Mayfair" в Ньюкастле. Публика была очень пьяна и лезла на сцену. Группа, попытавшись скинуть их с цены и потерпев неудачу, "запустила" "Paranoid". Через 70 минут концерт закончился, но члены группы остались недовольными. Кто-то разбомбил один из их больших динамиков, барабанные палочки и тарелки Билла были захвачены, а большой барабан разбит. Аудитория сошла на концерте с ума от их нового сингла, и Оззи сказал по этому поводу, "если это означает для нас, что нам надо прекратить выпускать синглы, то мы прекратим. Мы хотим, чтобы люди слушали нас, а не пробовали дотронуться до нас. Я был действительно испуган и потрясен." Это выступление также дало рождение их новой песне, "Fairies Wear Boots". Когда музыканты шли домой после концерта, на них напала группа скинхэдов. Рука Тони была ужасно повреждена, и это вынудило их отменять следующее шоу. Скины носили тяжелые ботики - это и решили высмеять ребята в песне.
Тем не менее, нужно заметить, что для группы было оскорбительным, если аудитория не отвечала должным образом: если публика только тихо переговаривалась во время выступления, то они играли быстрей и громче. Вообще большинство групп в то время были настолько громки, что муниципалитет города Лидца даже издал закон "96 децибел". Согласно ему, если музыка любой группы превышала по громкости 96 децибел, усилители "обрезали". Так вот, для Black Sabbath концерт считался провальным, если их не отрубали по крайней мере три раза за ночь. По словам Оззи, тогда "девизом" группы было: "Поставь громкость на "семёрку" и прибавь басов".
Следующий альбом Black Sabbath "Master of Reality", вышедший в 1971 году, повторил успех предыдущего - мега-хитом стала композиция "Children Of The Grave". Альбом занял 5-ое место в чартах Великобритании и 8-ое в США. Этот альбом вызвал неоднозначную реакцию у представителей церкви. Песня "After Forever" имела совершенно чёткий религиозный смысл, была посвященна вере в Бога, но Церковь назвала эту песню богохульством. Выяснилось, что общество недолюбливает группу за "After Forever" или, возможно, за всё их творчество. В любом случае, в 1971 произошли некоторые странные события. Во время шоу в Мемфисе кто-то разрисовал стены их гримерки кровавыми крестами. Во время исполнения одной из песен на сцену залез сатанист с жертвенным ножом. Местные ведьмы собрались рядом с гостиницей, где остановилась группа, и Гизер пробовал отпугнуть их выдуманными заклинаниями и проклятьями. В этом же году ребятам также угрожали расправой во время американского тура. На одном из выступлений во время исполнения третьей песни погас свет, и Оззи сильно испугался, что угрозы могут быть осуществлены. На альбоме также присутствовала песня "Sweet Leaf", в который открыто говорилось об использовании группой марихуаны. Песня начинается с вздоха и кашля (как будто кто-то только что вдохнул наркотик). На самом деле, Тони только что закончил курить трубку с наркотиком, и эти звуки были включены в заключительную версию песни.
Здесь мы сделаем небольшое "лирическое отступление" и скажем, что Black Sabbath практически полностью разработали такие направления металла, как классический хэви-метал, блэк-метал (группы этого стиля ориентировались на раннее творчество группы: тексты про ведьм, упырей и прочую "чертовщину" на фоне мрачной, давящей музыки), существенно повлияли на становление трэш-метала (для музыкантов из Metallica бирмингемцы были кумирами и эталоном "тяжелого" рока), дум-метала (на первых двух альбомах Black Sabbath представили своего рода прообраз дума - очень тяжелую, мрачную и, главное, очень медленную музыку) и современных течений в рок-музыке (Soundgarden также ученики Black Sabbath). Однако в отличие от некоторых своих последователей Black Sabbath пели о мертвецах и ведьмах не ради самовыражения и не потому, что поклонялись Сатане. Музыканты, как позднее и Элис Купер, пытались вызвать у слушателя чувство сопереживания, сопричастности к происходящим в мире конфликтам и потрясениям. Злободневность и социальность всегда отличали бирмингемскую команду, которая одной из первых стала затрагивать в песнях "больные", а подчас табуированные темы. Вот как сам Оззи Осборн говорит о творчестве группы: "Black Sabbath никогда не была сатанистской группой. Просто в то время все шизели от цветочков, всеобщей любви и мира во всем мире. А мне не казалось, что это правда - мир на самом деле был затрахан до смерти". Трудно с ним не согласиться, не правда ли? Black Sabbath пели об отчуждённости современного человека и везде подстерегающей его смерти, о бесчеловечности войны и тех, кто её развязывает ("War Pigs"), о психических расстройствах в наш бурный век ("Paranoid"), об опасности неконтролируемого человеком атома ("Children Of The Grave") и др.
Более того, группа создала несколько новых чисто музыкальных решений, которые и по сей день используются современными металическими командами. Так, именно Black Sabbath (хотя, может быть, мы ошибаемся) изменили набившую всем оскомину схему "куплет-припев-куплет-припев-проигрыш-куплет-припев", играя вне всяких рамок. Одна песня могла быть без припева вообще, а другая, скажем, содержать в себе две-три самостоятельные музыкальные темы. Ну а Тони Айомми, можно сказать, открыл "силовой" стиль игры и риффы, наполненные драйвом. Тони глубоко вдохновил поколения гитаристов тяжелого металла. Он прошел всю школу необточенной, усиленной и грубой музыки, которая впоследствии стала известна как хэви-металл. Хотя многие гитаристы изучали трехструнные металлические аккорды и применяли дисторшн в 60-х годах, именно Айомми был первым гитаристом, который воплотил эти музыкальные элементы в своей музыке. Также он при записи альбомов заменял ритм-гитару ещё одной соло-гитарой - весьма эффектный приём, который также не остался без последователей.
В 1972 году выходит диск "Vol4", песня из которого "Snowblind", раскрывающая страшную суть наркотиков, мгновенно становится хитом. Как и в случае с "Параноидом", компания грамзаписи снова взяла верх над пожеланиями группы. "Vol4" ("четвертый альбом") должен был иметь первоначально название "Snowblind" (недвусмысленный намёк на кокаин). Компания грамзаписи подумала, что это было бы слишком скандальным названием, и они изменили его. В это время члены группы были сильно увлечены наркотиками (включая кокаин). В течение записи "Vol4" вся группа сидела часами в джакузи, нюхая кокаин и покуривая травку, отлучаясь лишь на время, необходимое для записи новой песни. Поэтому "Snowblind" было бы соответствующим названием диска. Не имея возможность назвать так свой альбом, группа придумала забавную строчку на его обложке: "Thanks to the Coke-Cola Company". Кстати, Оззи считает этот альбом лучшим. Мы бы сказали, что лучшими можно считать первые шесть альбомов, и из-за их уникальности трудно выделить среди них какой-нибудь один.
Все 4 первые диска группы стали "золотыми", а вот вышедший в 1973 году "Sabbath Bloody Sabbath" стал абсолютно платиновым. Теперь уже статус Black Sabbath как супер-группы не смущал даже самых взыскательных меломанов. Если для первых четырёх дисков было характерным нагнетание тяжести, вязкие, мрачные гитарные риффы, то в новом альбоме уже прослеживался заметный рост группы - более сильный и энергичный звук, богатые аранжировки, присутствие элементов классики, более глубокие по смыслу тексты (несмотря на название). Да и голос у Оззи весьма ощутимо окреп, а диапазон его существенно расширился - многие справедливо считают этот альбом лучшим в творчестве Оззи как вокалиста. Хард-рок значительно смягчился и "украсился" разнообразием клавишных и аккустической гитары. Тем не менее, это был всё тот же старый добрый Black Sabbath, что ещё раз подтвердило высокое мастерство группы. Кстати, клавишные партии были впервые исполнены человеком "со стороны" - неповторимым Риком Уэйкманом. Диск достиг 4-го и 11-го места в чартах Великобритании и Америки соответственно.
Очередной диск из-за конфликта с менеджером вышел лишь через 2 года. "Sabotage" подтвердил возросший класс Black Sabbath и закрепил тенденцию сближения с классикой - здесь уже можно было услышать превосходный хор и симфонический оркестр. Такие вещи, как "Megalomania" и "Sympthom of the Universe" показали Black Sabbath в новом свете - как авторов сложнейших многоструктурных и в то же время необычайно мелодичных композиций. Сабы наглядно продемонстрировали, какой красивой и загадочной может быть тяжёлая и мрачная музыка. Последняя песня на альбоме "The Writ", показывала их чувства к образовавшимся к тому времени проблемам с менеджментом и всем трудностям, с которыми они столкнулись. Гнев очень силен и в лирике, и в тоне голоса Оззи. После прослушивания песни у слушателя не может не возникнуть симпатий к группе, к тому, что они остались вместе и не распались. Некоторые лейблы (Warner Bros., например) включили в альбом скрытую мелодию после песни, надо только сделать звук погромче чтобы услышать ее. Это старый хит группы Nitty Gritty Dirt Band под названием "Blow on the Jug". Звукорежиссер записал ее в течение мастеринга и потом поместил на альбом. Печально, что мы не когда не услышим огромного количества кавер-версий различных песен в исполнении Black Sabbath.
Перечисленные выше первые 6 альбомов группы представляют собой вершину творчества команды. Столько назработок, хитов и такого профессионализма давала в то время далеко не каждая известная группа. Black Sabbath мгновенно завоевали любовь (нет, не любовь - одержимость) почитателей необычной музыки по всему миру и с каждой своей новой работой еще больше демонстрировали свою уникальность и свой высокий профессионализм.